При любом типе международных перевозок существует риск того, что груз будет потерян или поврежден. Это, в свою очередь, ведет к увеличению материальных затрат и невыполнению обязательств по договору между заказчиком и транспортной компанией. Наиболее надежным способом защиты от таких рисков является заключение договора добровольного страхования грузов. При этом страхованию подлежит транспортируемый или временно переданный перевозчику на хранение товар. Отдельное внимание всегда уделяется страхованию опасных грузов. Стоимость такой услуги заметно выше, чем на другие категории грузов. Договор страхования вступает в силу момента выезда транспортного средства с места погрузки и действует до его прибытия в пункт назначения.
Как правило, компании, осуществляющие перевозки, страхуют свою ответственность. Таким образом, денежная компенсация за поврежденный или утраченный товар будет возмещена владельцу груза только при условии, что вина перевозчика будет доказана. Однако существует большое количество других рисков, от которых можно застраховаться.
Наиболее распространенные среди них таковы:
Стоит отметить, что украинское законодательство не предусматривает обязательное страхование перевозимых грузов. Тем не менее, эта услуга становится все более популярной. В особенности для международных транспортировок. Оформить договор страхования можно непосредственно в транспортно-логистической компании PTL Group, обеспечив тем самым финансовую защиту от непредвиденных рисков и потерь.
Оформление договоров страхования при международных перевозках грузов в Украине регламентируется «Законом о морском страховании» (Marine Insurance Act) от 1906 года и Брюссельской конвенцией «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Brussels Convention On Bills Of Lading), принятой в 1924 году. В 1968 году в эту конвенцию были внесены правки согласно Брюссельскому протоколу.
Прежде чем застраховать груз, необходимо учесть ряд факторов, способных повлиять на объем страхового покрытия и на ставку страхового тарифа. Среди основных факторов риска можно выделить такие:
Помимо вышеперечисленных факторов при расчете стоимости страхового полиса на груз берутся в расчет также размер страхового покрытия и франшиза.
Как правило, страхование грузов в добровольной форме при автоперевозках покрывает такие риски, как стихийные бедствия и катастрофы, а также риск аварийных ситуаций на дороге, которые привели к повреждению или утрате товаров. Кроме того, действие такого вида страхования распространяется на непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть во время погрузки, выгрузки и укладки продукции и послужить причиной ее повреждений.
В данном случае риски для перевозимого морем товара связаны с такими факторами, как намокание товара из-за воздействия волн и осадков и ржавление, вызванное попаданием морской воды на металлические конструкции. Воздействие влаги при небольшой течи в обшивке судна также может привести к отсырению продукции, после чего на ней появляются плесень или грибок. Убытки также могут быть нанесены технической неисправностью судна или контейнера.
При страховании грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, принимаются в расчет такие факторы, как наличие в составе вагона с сопровождением, смена железнодорожного пути при международных перевозках и тип состава. Наиболее вероятные риски повреждения товара в этом случае – это смещение целых грузовых мест при путевых маневрах или спусках, сход состава с рельс, кража отдельных легкосъемных элементов.