Конвенция о договоре международных перевозок грузов (CMR, 1956 г), далее - КДПГ, начала активно применяться начала с лета 1961 года. Данная конвенция была разработана для урегулирования возможных конфликтов сторон во время транспортировки торговых грузов автомобильным транспортом между странами отправки и назначения. На сегодня Конвенцию ратифицировали более 50 стран мира.
Термин КДПГ – это сокращенное название Конвенции на французском языке. Также этот термин часто используется для обозначения товарно-транспортной накладной, выпускаемой в рамках международной перевозки груза. Др. международная аббревиатура для такой накладной - это CMR. Такой документ содержит: дату выгрузки, полное название товара, данные компании транспортировщика, его адрес, время груза в пути, стоимость перевозки. Он формируется минимум в трех экземплярах и подписывается обеими сторонами. Для того чтобы подчеркнуть важность Конвенции, каждый бланк CMR имеет водяной знак «Данная перевозка осуществляется в соответствии с условиями КДПГ».
Женевская конвенция 1956 г. применима к любому договору, в рамках которого доставка (погрузка) груза в страну участника Конвенции осуществляется с использованием транспорта за вознаграждение. Применение Конвенции не зависит от резидентности участников договора и их местожительства. Согласно данной Конвенции под транспортным средством подразумеваются: автотранспорт, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Согласно статьи 2 КДПГ если транспортное средство, которое содержит груз, на пути следования использовало иные способы транспортировки (следовало по морю или воздушному пути), но не перегружалось, то Конвенция применяется ко всей поездке в целом.
Конвенция не применяется к:
КДПГ включает в себя 8 глав, каждая из которых состоит из 51 статьи. Каждая глава содержит четкие описания основных положений, ответственность каждой стороны в дорожных перевозках, возможные риски и т.д. Все статьи КДПГ описывают процедуру заключения сделки, подписания договора, прием груза, сроки поставки, его выдачу, ответственность, возможные претензии сторон друг к другу и иски.
Документ четко регламентирует каждый этап следования груза, определяет обязанности перевозчика и обязует последнего контролировать сведения, внесенные в CMR.
При приемке груза на погрузку перевозчик обязан объективно оценить внешний вид груза, наличие дефектов и маркировки. При выявлении каких-либо нарушений сторона договора обязуется указать их в CMR. Отсутствие отметок свидетельствует о том, что на момент отправки груза упаковка не была повреждена. При наличии повреждений груза перевозчику удается избежать ответственности только в том случае, если ущерб либо был нанесен по вине заявителя требования, либо связан с естественными свойствами груза, либо же по причине ненадежной упаковки груза. Кроме того, Конвенцией также урегулированы процедуры решения споров, которые могут возникнуть между участниками международной перевозки.